Новый формат ЕНТ

Положение

20 декабря 2016

Приложение к приказу

Ответственного секретаря Министерства образования и науки Республики Казахстан

от «30»  мая  2016 года №119

 

 

Положение

о Департаменте внутреннего аудита

 

Настоящее Положение в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан определяет статус, полномочия и организацию работы Департамента внутреннего аудита Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – Положение).

 

 

1. Общие положения

 

1.Департамент внутреннего аудита (далее – Департамент) Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство) образуются решением Министра образования и науки Республики Казахстан (далее – Министр).

2. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле», Регламентом Министерства от 15 июля 2014 года, Правилами проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года № 76, Общими стандартами государственного аудита и финансового контроля, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 167, Типовым положением о службах внутреннего аудита, утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года №599, зарегистрированный в Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан № 97494 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 декабря 2015 года № 12544),иными законодательными актами Республики Казахстан и другими внутренними документами Министерства, а также настоящим Положением.

3. Структура и штатная численность (количественный состав) Департамента утверждаются Ответственным секретарем Министерства по согласованию с Министром.

4. Функциональные обязанности, права и ответственность работников Департамента определяются соответствующими  должностными инструкциями, которые разрабатываются на основании Положения о Департаменте, и утверждаются Ответственным секретарем Министерства на основании приказа, по согласованию с Министром.

5. Департамент состоит из:

1)  Управление аудиторских мероприятий;

2) Управление анализа и отчетности.

 

2. Статус Департамента

 

6. Департамент является структурным подразделением Министерства, независим от других структурных подразделений, подчинен и подотчетен непосредственно Министру.

7. Департамент независим в проведении внутреннего государственного аудита и подготовке отчетов о результатах внутреннего аудита.

8. Департамент не может быть привлечен к работам, относящимся к компетенции других структурных подразделений Министерства, его ведомств, а также к подготовке или исполнению программ и проектов, не относящихся к его полномочиям.

9. На работников Департамента  распространяются положения внутренних документов Министерства, за исключением документов, которые не могут быть применены в соответствии со статусом Департамента, положением о Министерстве и Положением о Департаменте.

10. Оценка деятельности Департамента проводится уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

 

 

3. Цели, основные задачи, функции, права и обязанности Департамента

 

11.     Основной целью деятельности Департамента является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, основанные на системе управления рисками, и представление Министру независимой и объективной информации для достижения стратегических целей и задач.  

12.     Задачами Департамента являются:

1) анализ достижения целей и задач стратегических документов Министерства по результатам внутреннего государственного аудита нарушений и недостатков;

2) анализ, оценка и проверка надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности Министерства, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства при проведении внутреннего государственного аудита.

13.     Функции Департамента:

1) разрабатывает для утверждения Министром перечня объектов внутреннего государственного аудита;

2) участвует в проведении аудита финансовой отчетности;

3) проводит аудит эффективности в Министерстве, его территориальных подразделениях, подведомственных организациях по всем направлениям их деятельности, в том числе качества оказываемых государственных услуг;

4) проводит аудит соответствия в Министерстве, его территориальных подразделениях и подведомственных организациях;

5) проводит аудит соответствия процедур проведения государственных закупок и исполнения условий договоров, в том числе по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг;

6) осуществляет оценку функционирования системы внутреннего контроля и управления в Министерстве, его территориальных подразделениях и подведомственных организациях на основе системы управления рисками внутренних процессов (бизнес-процессов) Министерства;

7) анализирует достижение целей и задач стратегического плана Министерства во взаимосвязи с бюджетными расходами, по результатам внутреннего государственного аудита;

8) осуществляет проверку сохранности товарно-материальных запасов и иных активов в Министерстве;

9) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внутреннего государственного аудита;

10) вносит Министру отчет о результатах внутреннего государственного аудита с рекомендациями по пресечению, недопущению нарушений при использовании средств республиканского бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности внутренних процессов организации деятельности Министерства;

11) осуществляет мониторинг выполнения годового плана работы Департамента для Министра.

12) на системной основе осуществлять мониторинг исполнения рекомендаций по устранению нарушений объектами внутреннего государственного аудита.

14. Права Департамента:

1) запрашивать сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, документацию, информацию, материалы (доказательства), справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с формированием перечня объектов внутреннего государственного аудита на соответствующий год, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

2) разрабатывать предложения по совершенствованию бюджетного законодательства Республики Казахстан и развитию финансовой системы Республики Казахстан и представлять их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам;

3) в рамках проведения внутреннего государственного аудита получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта аудита с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

4) в соответствии с задачами и предметом государственного аудита для подготовки отчета о результатах внутреннего аудита запрашивать и получать в установленные сроки необходимую документацию, информацию, в том числе на электронных носителях, по вопросам, входящим в компетенцию, а также доступ к информационным системам, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе, содержащую государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

5) запрашивать акты и документы, принятые по результатам государственного контроля и надзора, проведенного органами государственного контроля и надзора;

6) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц объектов государственного аудита представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленным при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и проведении государственного аудита, а также необходимых копий документов, засвидетельствованных в установленном порядке;

7) оказывать консультационные услуги в работе по организации системы внутреннего контроля подведомственным организациям Министерства;

8) проводить внеплановый государственный аудит, аудит финансовой отчетности, встречные, совместные и параллельные проверки, в рамках компетенции Департамента;

9) имеет иные права, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

15.     Обязанности Департамента:

1) участвовать в проведении аудита финансовой отчетности, проводить внутренний государственный аудит в Министерстве, ведомств, его территориальных подразделениях, подведомственных организациях по всем направлениям их деятельности, в соответствии со стандартами государственного аудита и финансового контроля;

2) разрабатывать, представлять на утверждение Министру и обеспечивать исполнение годового и квартального планов работы Департамента, планов по обучению сотрудников Департамента;

3) направлять сотрудников Департамента на сертификацию для присвоения квалификации государственного аудитора;

4) сбор информации и анализ на основании утвержденной системы управления рисками для формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год;

5) размещать на интернет-ресурсе Министерства в течение пяти календарных дней со дня их утверждения утвержденный перечень объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к нему, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики  Казахстан о государственных секретах, и (или) сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан;

6) в целях исключения дублирования проверок согласовывать перечень объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к нему с органами государственного аудита и финансового контроля;

7) предварительно изучать деятельность объекта внутреннего государственного аудита;

8) составить план и программы аудита, аудиторского задания и поручений;

9) на системной основе осуществлять мониторинг исполнения данных органами государственного аудита и финансового контроля, в том числе Департамента, рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний;

10) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов государственного аудита документов и материалов, запрошенных при проведении государственного аудита;

11) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов государственного аудита;

12) размещать в единой базе данных материалы государственного аудита и финансового контроля, отчетность в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;

13) в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передавать материалы с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;

14) не препятствовать установленному режиму работы объекта государственного аудита;

15) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;

16) соблюдать требования служебной и профессиональной этики;

17) не препятствовать руководителю (должностным лицам) объекта государственного аудита присутствовать при проведении государственного аудита и финансового контроля, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного аудита и финансового контроля;

18) обеспечивать сохранность документов и сведений, полученных в результате государственного аудита и финансового контроля, в том числе не разглашать сведения, относящиеся к государственным секретам, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;

19) сообщать Министру об условиях, способствующих конфликту интересов;

20) основывает результаты государственного аудита исключительно на информации и фактических данных, полученных и собранных в ходе государственного аудита;

21) организация работы Совета по государственному аудиту и рискам, возглавляемым Министром, обеспечивать реализацию его рекомендаций;

22) иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

16. Департамент обеспечивает своевременное и качественное выполнение возложенных на нее функций и задач.

 

 

4. Организация деятельности Департамента

 

17. Руководство Департамента осуществляется директором Департамента, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Ответственным секретарем Министерства на основании приказа, по согласованию с Министром.

18. Директор Департамента обеспечивает выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление функций, в том числе противодействие коррупции, определяет права, обязанности и ответственность работников Департамента, участвует в составе Совета по государственному аудиту и рискам.

В этих целях директор Департамента:

1) определяет права и обязанности своего заместителя;

2) определяет права и обязанности руководителей структурных подразделений, входящих в состав Департамента;

3) принимает меры по противодействию коррупции в Департаменте и несет персональную ответственность за не принятие антикоррупционных мер;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Директор Департамента имеет одного заместителя.

Заместитель директора Департамента:

1) координирует деятельность структурных подразделений  Департамента в пределах своих полномочий;

2) в период отсутствия директора Департамента осуществляет общее руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций;

3) осуществляет иные функции, возложенные директором Департамента.

19. Директор Департамента представляет Министру предложение по структуре и штатному расписанию Департамента, по согласованию с Ответственным секретарем Министерства.

20. Документы и запросы, направляемые от имени Департамента в другие структурные подразделения, ведомства, территориальные органы и подведомственные организации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, подписываются директором Департамента, а в случае отсутствия – заместителем директора Департамента.

21. Условия прохождения работниками Департамента государственной службы определяются законодательством Республики Казахстан о государственной службе, трудовым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле, Положением о Департаменте и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

22. Деятельность Департамента в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и полномочий осуществляется в соответствии с годовым, квартальным планами работы Департамента и перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемым Министром.

 

 

5. Отчетность Департамента

 

23. Департамент направляет отчеты и информацию по проведенному государственному аудиту и принятым мерам в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту.

24. Департамент ежегодно представляет годовой отчет по итогам внутреннего государственного аудита Министру, а также уполномоченному органу по внутреннему государственному аудиту.

 

 

6. Ответственность Департамента

 

25. За нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственной службе, о государственном аудите и финансовом контроле и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также основных принципов и стандартов государственного аудита и финансового контроля при осуществлении государственного аудита сотрудники Департамента несут гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.