Новый формат ЕНТ

Эльмира СУХАНБЕРДИЕВА: Главная задача сегодня – создать все возможные условия для построения в образовательных учреждениях эффективного учебного процесса

18 ноября 2016

- Эльмира Амангельдиевна, восемь месяцев в должности вице-министра – это не большой, но в то же время уже немалый срок работы. Насколько за это время сложились или изменились представления о масштабах образования, на что направлены главные усилия вашей команды? Вопрос не праздный – ведь в образовании происходит очень много преобразований, оно развивается весьма динамично и из прежде чуть ли не самых консервативных и, скажем так, «тихих», сфер, сегодня образование – едва ли самое шагающее семимильными шагами вперед…

- Действительно, сегодня МОНом проводится огромная работа, но у меня никогда не было представления, что сфере образования присуща «тихая» жизнь, когда речь идет о масштабах целой страны. До прихода в министерство я возглавляла управление образования столицы и ту постоянную работу, которую мы со всеми нашими коллегами видим и проводим непосредственно на местах - в городах, областях, селах, теперь я вижу и провожу наверху, на уровне министерства, всеми этими вопросами занимаюсь непосредственно и очень рада, что могу участвовать в решении всех тех важных и значимых проблем, которых ждут в регионах. Не могу не сказать о том, что всей нашей команде очень комфортно работать под руководством Ерлана Кенжегалиевича Сагадиева – человека очень неравнодушного, смелого в своих взглядах, незамедлительно реагирующего абсолютно на все моменты касательно образования страны. Думаю, со мной согласятся очень многие казахстанцы: сегодняшний МОН – это открытое, не обособленное ведомство. На мой взгляд, очень важно, когда на уровне министерств, областных управлений, районных и городских отделов существует обратная связь с населением! Самый неверный подход, когда в любой сфере, не только в образовании, чиновники сидят в кабинетах и не знают, что реально происходит вокруг. А учителя – это особенные люди, потому что априори специальность педагога требует не только профессионализма, но и огромной самоотдачи, человечности, доверительности, знания психологии, умения выстраивать отношения с коллегами, с учениками, с родителями. Сегодня наша главная задача – создать все возможные условия для построения в образовательных учреждениях оптимально эффективного учебного процесса. Это внедрение программы обновленного содержания, курсы повышения квалификации учителей, улучшение преподавания государственного языка, введение 5-дневной учебной недели, 12-летнего образования, подготовка к предстоящему преподаванию предметов на английском языке в старших классах… Взять, к примеру, ту работу, которая сейчас направлена в сторону изменения существовавших многие годы СанПинов в дошкольном образовании: стояли тесные рамки, которые мешали открытию и развитию детсадов, теперь мы их хотим смягчить, сделать удобными и гибкими. Зачастую не нужно глобальных стратегий, заоблачных программ, необходимы простые действия, которых ждут люди и которые способны сдвинуть с мертвой точки то, что реально мешало двигаться вперед. Эти действия должны становиться настоящим подспорьем для наших граждан, а не тормозом.

- Одно из последних новшеств в сфере образования – разделение ЕНТ на два этапа. Первый этап на выпуске из школ, второй – при поступлении в вузы. По вашему мнению, это новая ответственность для школ или, наоборот, послабление, когда по сути, прекращается прежняя нервная обстановка вокруг ЕНТ?

- Я думаю, самое главное в этом вопросе – дети! Исходя из собственного опыта, могу убедительно заявить: ЕНТ в прежнем формате – большой стресс для них. Весь 11-ый класс ученики нервно заучивают тесты, буквально зазубривают, переживают за свои результаты, они эмоционально взбудоражены, неспокойны. Разделение ЕНТ на два этапа, я уверена, правильный вариант и это не решение одного дня, уже несколько лет шли диспуты, рассматривались различные пути его совершенствования, работали экспертные группы, прошло много совещаний, обсуждений с участием учителей, директоров, ректоров. Однобокий или сиюминутный подход был бы крайне неуместен, ведь ЕНТ касается практически каждой казахстанской семьи, всех слоев населения. В целом, отмечу, ни одно решение относительно сферы образования не принимается наспех. Когда в этом году в стране мы внедрили возможность повторной сдачи ЕНТ – поверьте, не было предела счастью выпускников школ, их родителей, учителей, потому что сразу снялся психологический стресс, ушел тот страх, который висел дамокловым мечом и мешал спокойно жить с каждым днем приближающегося ЕНТ. Сейчас выпускник будет спокойно готовиться к тому, что придет день экзаменов и он в родных школьных стенах подтвердит уровень своих полученных за 11 лет знаний. Не стоит беспокоиться за послабление подготовки к тестированию и что сейчас школы начнут своим ученикам «раздавать» баллы, несоответствующие знаниям – такое просто немыслимо! К тому же, лучшие независимые эксперты оценок друг друга – сами дети. Их не обманешь, они всегда справедливо могут сказать, кто из них по знаниям самый лучший, кто второй, третий, а кто вообще никогда не отличался ни старательностью, ни особыми способностями. Пороговый балл остался на прежнем уровне – 50 баллов. И каждый выпускник, получив аттестат о среднем образовании, дальше сам вправе решать претендовать, идя на второй этап ЕНТ, на государственный грант или выбирать платные специальности. Вообще, в перспективе вероятно детям будет даваться возможность даже неоднократной пересдачи ЕНТ – почему нет? Такое практикуется во многих странах, молодежи надо давать все шансы получать высшее образование, идти вперед, а не подрезать им крылья, когда вся жизнь впереди.

- Вопрос о «тяжести рюкзаков». Недавно министр сказал, что один из путей ухода от них – внедрение электронных учебников. На сайте МОН уже размещены учебники для 1 –ых классов – ими могут воспользоваться все желающие. Есть какой-то мониторинг, насколько они востребованы или пока идет процесс привыкания к их наличию?

- Идет процесс привыкания. Сейчас мы работаем еще и над тем, чтобы сократить домашние задания ученикам. Основная часть по работе над материалом должна выполняться на уроке, а не дома, ведь порой школьник часами корпит над учебниками, даже до глубокой ночи. Ребенок один, а предметов много. Нет ничего важнее здоровья детей. Есть вещи, которые действительно требуют работы дома – те же языковые задания, математические, но целый ряд предметов можно ограничить прохождением именно на уроке, без домашних заданий по ним. Не нужно будет носить домой эти учебники в огромных рюкзаках, и время значительно высвободится, которое можно направить на спорт, на развитие, на чтение. Недавно мы были в Москве, где изучали опыт работы передовых школ, один из них - проведение московскими учителями совмещенных уроков, когда уроки истории проводятся не только в классах, но также в музеях. Урок географии - с выездом на природу, а о мировом искусстве учитель рассказывает в картинной галерее. Вероятно, такой же опыт полезно будет внедрить и в наших школах. Всегда надо менять обстановку в классе, элементарно перестановка парт уже делает атмосферу урока интереснее, новее.

- Сегодня огромную работу по повышению квалификации учителей проводят АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы», АО «Орлеу», а роль педагогических вузов, как первой кузницы кадров для образования – насколько она велика на современном этапе? Хотелось бы узнать ваше авторитетное мнение, ведь вы также являетесь председателем Наблюдательных Советов практически всех педагогических вузов страны.

- Безусловно, именно педагогические вузы – главная кузница кадров для образования, и мы должны принять все меры к тому, чтобы эта кузница была по-настоящему сильной, мощной, конкурентоспособной в современных условиях. Когда в Финляндии, а это одна из самых передовых стран в мире по образованию своих граждан, 50 лет назад впервые пошли кардинальные преобразования в данной сфере, первым делом финны начали именно с педагогических вузов! К сожалению, уровень подготовки многих наших выпускников вузов, которые приходят сегодня в школы, желает оставлять лучшего. Ребята, которые поступают на педагогические специальности, должны сдавать специальный экзамен, на высоком уровне творческое эссе и так далее. Разработана целая программа в этой части, уверена, прорыв обязательно произойдет. Если говорить о курсах повышения квалификации учителей – спрос среди педагогов большой, в том числе по изучению английского языка. В 2021 году вузы переходят к преподаванию на английском языке дисциплин естественно-математического цикла, поэтому начиная с 2019 года надо готовить учеников 10-11 классов к поступлению и обучению в вузах, а значит предметы по выбранным направлениям они станут изучать на английском языке. Это последовательный, планомерный процесс, мы уже начинаем готовить учителей-предметников со знанием языка. Опять же, знание английского языка важно в первую очередь самим детям – им учиться и жить в будущем, а это язык международного общения, язык передовых технологий.

 

- Если говорить об управленческом директорском опыте работы – вы возглавляли школу-лицей №60 г. Астаны. Согласны ли с тем, что на трудовом пути в образовании именно школьное директорство дает эффект «как закалялась сталь»?

- Действительно, директорство в школе – большой управленческий опыт в сфере образования. Это огромный пласт решаемых вопросов, который требует наличия у руководителя достаточно высоких личностных, профессиональных, лидерских, организаторских, коммуникативных качеств. Каждый учитель, директор школы, если будет трудиться с энтузиазмом, обязательно добьется успеха на своем поприще. Надо обязательно работать с детьми, родителями, уметь зажечь сердца, повести за собой. Если это урок истории – суметь его построить так, чтобы у детей захватывало дыхание, чтобы у них появился живой интерес, и также любой другой предмет. Урок – это должен быть постоянный поиск, каждый раз маленькое путешествие. Еще когда все было «по старинке», на своих уроках я применяла групповую методику, ребята работали друг с другом, и я ставила за урок во всем классе не 4-5 оценок, а 20 и больше, никто не оставался незамеченным или не вовлеченным в общий процесс. Одни ребята делали письменную работу, другие отвечали у доски, остальные работали в парах. И я всегда практиковала сама и требовала, будучи директором, от других коллег проведение открытых уроков. Такие уроки всегда стимулируют работать лучше, двигают к саморазвитию и профессиональному росту.

 

- Вопрос относительно дошкольного обучения и его самой проблемной части -очередности в детские сады. Особенно это касается Астаны, где стремительно растет численность населения, многие молодые семьи переезжают в столицу из регионов.

- Да, это действительно один из самых животрепещущих вопросов. Когда работала в управлении образования Астаны – основное число обращений граждан было связано именно с устройством детей в сады. Государство принимает немало мер к решению данной проблемы, огромнейшим шагом вперед стало внедрение ГЧП в дошкольную сферу. Очень много открывается частных садов, бизнес проявляет интерес, а местные исполнительные органы создают условия к тому, чтобы этот интерес рос. Но есть и другая сторона медали – многие родители ждут очереди именно в государственные детсады, которые просто не успевают строиться, к тому же это очень дорогостоящие проекты для бюджета. И на приемах граждан в управлении образования я больше всего не понимала, когда приходили родители, которые работают в престижных компаниях, где приличная заработная плата, устраивали скандалы, кричали, возмущались очередями. Я всегда говорила им и могу повторить: «Очень прошу, если еще не подошла ваша очередь, воспользуйтесь услугами частных садов. Также стоит в очередях много семей – работников бюджетной сферы, из социально язвленных категорий, матери-одиночки, но они не так возмущаются, как вы. В Астане каждые сутки в очередь в детсады встают 90-100 детей, родившихся или прибывших в столицу. Есть очередность, и нарушать ее порядок мы не можем никак». Единственный раз позволила себе вмешаться - когда ко мне, как к руководителю управления образования, пришел убитый горем мужчина и со слезами просил помочь ему с детсадом. Это был человек, который потерял в автокатастрофе супругу и своих троих детей, и единственными выжившими в ней оказались он и четвертый ребенок. Он сам был за рулем в той аварии, испытывал тяжелейший стресс из-за осознания собственной вины в трагедии, и теперь его задача – вырастить и воспитать ребенка…

- Эльмира Амангельдиновна, вы прошли все звенья профессионального и карьерного роста в сфере образования, а сегодня вы одна из самых публичных фигур в сфере образования страны, вас часто видят по ТВ, ваши комментарии публикуют республиканские газеты, вы бываете в регионах, выступаете на конференциях, форумах. В чем она - ваша формула успеха? И еще один вопрос из серии «интервью без галстука» - какой вы были школьницей, могли ли подумать в юном возрасте о том, что пойдете в педагогику?

- Я училась в школе №16 города Актау, где действовала объединенная комсомольская организация из старшеклассников и молодых учителей, я была ее секретарем и имела право участия в работе педсовета. Не всем учителям тогда это нравилось – присутствие десятиклассницы, но наш замечательный директор школы придавала огромное значение ученическому самоуправлению, тем более, что равнодушно я там не сидела, ставила волнующие нас, школьников, вопросы, добивалась их решения. В то время в нашем городе участие школьницы в работе педсовета представляло собой беспрецедентный факт и за доверие администрации школы, ее внимание к проблемам учащихся я до сих пор очень благодарна. Именно тогда получила первую школу лидерства, которая очень пригодилась в дальнейшей практике. О школьных годах всегда вспоминаю с волнением – мы не жили скучно, лениво, были в вечном поиске чего-то нового, передового. После школы успела поработать школьной вожатой, а поскольку очень любила историю, археологию, решила поступать на истфак КазГУ. Как председателю Актауского (Шевченковского) городского комсомольского штаба, область выдала мне имевшееся в единственном экземпляре направление на этот престижный факультет. Работала на станции Матай в Талдыкурганской области, откуда родом мой супруг, в поселке Энергетический Илийского района Алматинской области, ну и далее по образовательной трудовой стезе. В чем формула успеха? Признаться, не задумывалась. Возможно, в высокой требовательности к себе. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, надо все время искать новые точки роста. Имея три высших образования (помимо КазГУ им. аль-Фараби, Эльмира Амангельдиновна окончила Международную Академию Труда, Международную Академию бизнеса, имеет ученую степень магистра MBA, является кандидатом психологических наук – авт.), продолжаю учиться, надеюсь в скором времени получить степень доктора экономики и бизнеса (Phd).

- Ваше имя громко зазвучало на всю страну, когда вы возглавили столичное образование. Иногда скучаете по своей прежней работе или должность вице-министра, ее ритм работы не оставляют места для ностальгии?

 

- Вы правы – некогда скучать (улыбается – авт.). К тому же, близкие, друзья знают, что моему характеру не присуще оглядываться назад. Все участки, на которых я работала, близки сердцу, с каждым связан свой особенный период жизни, своя история, неповторимая атмосфера, радости, победы, преодоления трудностей, но надо работать там, где вы сейчас, чтобы те задачи, которые поручено выполнять, реализовывались максимально эффективно и плодотворно.

 

- Наверно, ваши дети – отличники, наверно вы убедительно требуете от них, чтобы они учились только на «пять», а чем они увлечены помимо школьных занятий и насколько важным вы считает дополнительное образование?

 

- По современным меркам я многодетная мама – у меня четверо детей. Считаю, что семья, дети -  самое мое большое достижение, гораздо более ценное, чем должность, карьерная позиция. Для любой женщины ее роль супруги и мамы, хранительницы семейного очага имеет самое большое значение. Благодарна судьбе за то, что она подарила такую семью, которая всегда меня понимает, поддерживает, знает, что для меня очень важно служение профессии, работе, родной сфере образования, в целом государству. Моей старшей дочери Гаухар 23 года, а младшему сыну Ильясу вот-вот исполнится годик. Зарема учится в школе, Жанибеку – пять лет. Кстати, его очередь в государственный детсад так и не подошла, поэтому мы отдали его в частный сад.

Я глубоко убеждена, что дополнительное образование – важнейшая часть формирования личности человека. Старшие девочки занимаются баскетболом, волейболом, интересуются искусством. Пятилетний сын увлечен хоккеем, и я своими глазами вижу, как день за днем этот мужественный вид спорта формирует его характер, делает его уверенным в себе. Годовалый малыш уже «посещает» бассейн, учится плавать.

 Конечно же, работа занимает львиную долю моего времени, но для меня обязательно, когда дети засыпают вечером и просыпаются утром, они обязательно должны видеть маму. Я всегда советую молодым родителям – как бы вы ни уставали после работы, всегда, придя домой, улыбнитесь своему ребенку, обнимите, поговорите с ним, погладьте по головке. Детям так важно ваше участие, ощущение вашей любви к ним.

Насчет того, что мои дети обязательно отличники -  совершенно непринципиальный фактор. Приведу пример – моя старшая дочь всегда была очень старательна и действительно училась на «отлично», шла на «алтын белги», но на ЕНТ недобрала два балла по математике. Тогда в школе четыре девочки шли на «алтын белги» - три подтвердили его, а моя дочь не смогла. И я бы никогда не позволила себе и не позволю вмешиваться в процесс, чтобы попытаться добиться каких-то поблажек для своих детей. Когда моя дочь плакала в подушку три часа кряду, я сказала: «Доченька, пройдет время, и ты будешь смеяться, вспоминая, что тебе казалось так важным получить нужную оценку. Поверь, это не самое главное в жизни!». Вторая дочь не отличница, и я совершенно за это ее не упрекаю, потому что она сама по себе талантлива, увлечена творчеством, она этим счастлива и зачем мучить ее требованиями высших оценок, скажем, по физике или химии, если в ее будущей профессии глубоких знаний по ним уж точно не потребуется. Я всегда говорю родителям – не наносите психологических травм своим любимым детям, заставляя их быть отличниками, если они сами быть ими не могут.

- Эльмира Амангельдиновна, думаю, интервью с вами вышло не просто интересным, а очень полезным для многих родителей, педагогов – спасибо!