Новый формат ЕНТ

Бибигуль АСЫЛОВА: Правительством Республики Казахстан поддержаны все меры, предложенные Министерством образования и науки

27 февраля 2017

Глава государства в Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» указал на приоритетность улучшения качества человеческого капитала. Прежде всего должна измениться роль системы образования. Большое внимание будет уделяться формированию IT –знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи. Государство продолжает в своей бюджетной политике приоритетное внимание уделять сфере образования. <

-  Бибигуль Амангельдиновна, развитие науки является приоритетным направлением системы образования страны. Как поддерживается коммерциализация науки?

- Казахстанская наука не стоит на месте, идет по пути активного развития. Так, в рейтинге ГИК-2016 ВЭФ по инновациям Казахстан занял 59 место, поднявшись на 13 позиций.  В рейтинге Bloomberg Innovation Index-2017 Казахстан поднялся на 2 позиции, заняв 48 место из 200 стран. Предпринимаются меры по привлечению инвестиций в научные проекты. Вы знаете, что принят и начал работать Закон РК «О коммерциализации результатов научной деятельности». С 2016 года из республиканского бюджета предусматривается грантовое финансирование проектов коммерциализации. Так, бизнесом выделен 1 млрд. тенге на софинансирование научных проектов с реализацией на 3 года. В целом, на участие в конкурсе поданы заявки по 337 проектам, из которых отобран 31 проект. По типам грантополучателей 31 проект распределен следующим образом: НИИ-11, вузы-5, стартап-компаний-5, частный партнер-7, научно-производственное предприятие-2, общественная организация-1. При рассмотрении данных проектов основными требованиям явились необходимость привлечения средств реального сектора, либо бизнес-партнера, а также результаты должны быть готовы для создания производства конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции. Для дальнейшей реализации 31 проекта в проекте уточненного бюджета поддержано 2,6 млрд. тенге. В результаты коммерциализации результатов данных проектов экономика страны получит дополнительный спектр улучшений в сферах строительства, экологии, АПК, и информационных технологий и т.д. Стоит отметить, на расширенном заседании Правительства Главой государства даны поручения относительно развития научного потенциала ВУЗов. В этой связи, при уточнении республиканского бюджета на грантовое финасирование проектов коммерциализации результатов научной и/или научно-технической деятельности дополнительно поддержано 3,4 млрд. тенге. Реализация данных расходов будет осуществлен посредством конкурса. В целом, министерством к 2018 году планируется достижение 50%-го финансирования научных проектов со стороны частного сектора.

- В Послании Глава государства подчеркнул: «Начиная с 2019 года, обучение по некоторым предметам в 10-11 классах будет проходить на английском языке. Необходимо тщательно рассмотреть этот вопрос и принять по нему разумное решение». Одним из разумных решений, конечно же, подразумевается уровень учителей – каковы меры государственной поддержки в этом направлении?

- В соответствии с Посланием Главы государства обучение на трех языках должно начаться с 2019 года. Перед министерством стоит задача по обучению 15,8 тыс. преподавателей, из которых 82% запланировано охватить языковыми курсами  к концу 2017 года. Так, по итогам 2016 года прошли курсы и получили сертификаты 750 преподавателей. В утвержденном бюджете на 2017 год были поддержаны расходы на обучение 5,9 тыс. чел. Кроме того, министерством планируется предоставить возможность повышения языковых компетенций дополнительно более 6 тыс. преподавателям. На данные цели дополнительно поддержано 3,5 млрд тенге. Обучение учителей ведется сроком до 9 мес. с отрывом и без отрыва от работы, сохранением заработной платы. Более того, учителям, преподающим на английском языке в целях компенсации дополнительной нагрузки устанавливается доплата в размере 200% базового должностного оклада (35 тысяч тенге).

- Наряду со многими другими приоритетными направлениями особое внимание – качеству системы высшего образования…

-Безусловно, это так. Могу сказать, что на увеличение образовательных грантов по программам магистратуры на 742 человек и докторантуры на 400 человек поддержано 603 млн тенге. Мы считаем, данная мера позволит решить ряд задач. Во-первых, обеспечение соответствующими человеческими ресурсами таких приоритетных направлений Послания, как технологическая модернизация и реализация государственной программы «Цифровой Казахстан». Во-вторых, развитие научного потенциала отечественных ВУЗов путем подготовки научных кадров. Анализ качественного состава ППС ВУЗов показал преобладание кадров в возрасте 40-62 года и выше (58,9%). Кроме того, высокая педагогическая нагрузка ППС (800 часов в год) является существенной преградой для их научной деятельности. При этом значимым результатом увеличения объема грантов станет увеличение показателя доли работающего населения, имеющего высшее образование. На сегодня, данный показатель составляет 35,7%, тогда как в странах ОЭСР варьирует от 55-60%. Следует отметить, что за период 2014-2016 годов общий объем госзаказа имеет тенденцию снижения (2014-2015 годы – 42 тыс. человек, 2015-2016 годы – 41 тыс. человек, 2016-2017 годы – 40 тыс. человек). Более того, в рамках ежегодного объема решается подготовка по проектам «Серпін» и ГПИИР (2016-2017 годы – 6 тыс. человек), увеличение объема госзаказа на магистратуру и докторантуру (в 2015-2016 годы – 143 человек, в 2016-2017 годы – 13 человек).  Наряду с данной мерой Министерством планируется автоматизировать пять услуг в сфере высшего образования. В частности, планируется перевести на электронный формат услуги по приему документов на послевузовское образование, присуждению грантов, выдаче дубликатов дипломов, выделению мест в общежитиях и реализации академической мобильности.

- Еще один момент Послания, который воодушевленно встретили казахстанцы – необходимость выравнивания уровня школ в городах и селах. Между тем, в стране достаточно большое количество малокомплектных школ (МКШ) – какие видятся ближайшие акценты в сторону сокращения разрыва в качестве образования?

 

- Малокомплектная школа – системная проблема стран с низкой плотностью населения: Канада, Австралия, Россия, Казахстан и др. МОН РК ставит задачу выровнять качество обучения и подготовки учащихся крупных городских и малокомплектных школ.

В настоящее время в Казахстане 44% школ являются малокомплектными. В них обучается 7,8% учащихся. В МКШ преподают 55 тыс. педагогов (17%). На сегодняшний день создано 148 ресурсных центров с прикреплением к ним 463 малокомплектных школ.  У министерства есть 4 направления для решения проблем МКШ. Первый - использование электронного контента: к 2020 году 100% школ будут применять ИКТ; все малокомплектные школы будут обеспечены электронным контентом даже без доступа в Интернет; школы, и в первую очередь малокомплектные, будут обеспечены 50 тыс. комплектами видеоэкранов, проекторов и компьютеров с установленным видео и интерактивным материалом, включая БілімLand (более 40 тыс. видео-уроков и интерактивных заданий на 3 языках); оснащение оборудованием и материалами БілімLand начнется с 2016 года. Второй - подготовка педагогов: министерство решит вопрос подготовки учителей для совмещенных классов и по смежным предметом. Особое внимание будет уделено сельским школам; привлечение молодых кадров (будет обеспечен приток молодых специалистов в школы, в том числе за счет переориентации программы «Болашақ». И также - расширение доступа: к 2020 году число ресурсных центров будет доведено до 200, продолжится работа по организации подвоза детей, проживающих в селах, где отсутствуют школы – к школе и обратно домой; продолжится строительство пришкольных интернатов в регионах, где существует такая потребность.    

В целях сокращения разрыва в качестве образования между сельскими и городскими школами на разработку механизма организации учебного процесса в совмещенных классах в МКШ, по действующим и обновленным образовательным программам будет направлено 40 млн тенге.

 

- Какова ситуация по трехсменным и аварийным школам?

 

- На данные цели выделены финансовые средства в следующих объемах: 1) из Национального фонда на 66 млрд. тенге (в 2015 г. – 15,4 млрд. тенге; в 2016 г. – 50,6 млрд. тенге); 2) из республиканского бюджета на 13,5 млрд. тенге (в 2015 г. – 13,3 млрд. тенге; в 2016 г.– 0,2 млрд. тенге); 3) из местных бюджетов на 27,6 млрд. тенге (в 2015 г. - 15,4 млрд. тенге; в 2016 г.– 12,2 млрд. тенге). За 2015-2016 годы в эксплуатацию введены 103 школ (56 взамен аварийных, 47 для ликвидации трехсменного обучения). В результате количество проблемных 156 школ сократилось до 45 единиц (13 взамен аварийных и 32 для ликвидации трехсменного обучения). Вместе с тем, в связи с демографическим ростом и повышением миграционной активности населения, а также наличием в стране школ со сроком службы свыше 25-50 лет (в т.ч. саманных) проблема аварийности школ и дефицита ученических мест все еще будет сохраняться. Для завершения начатых объектов и дальнейшего решения проблем оставшихся аварийных и трехсменных школ, в 2017-2018 годах за счет средств Национального фонда и республиканского бюджета предусмотрены расходы в сумме 82,8 млрд тенге, в том числе: за счет Национального фона – 71,3 млрд. тенге (в 2017 году); за счет республиканского бюджета – 11,5 млрд. тенге (в 2018 году). Кроме того, при уточнении республиканского бюджета в связи с опережением графика строительно-монтажных работ поддержаны дополнительные средства на завершение строительства 8 школ (Алматинская область – 3, Мангистауская область – 4, Южно-Казахстанская область – 1) и начало 3 новых школ (Южно-Казахстанская область – 1; г.Астана – 2) на общую сумму 3,7 млрд тенге.

 

-  Многих интересует вопрос - будет ли введено подушевое финансирование во всех организациях образования?

 

- Начиная с 2013 года ведется апробация подушевого финансирования в 63 пилотных школах пяти областей: Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской.  С 2017 года к данному проекту подключаются дополнительно еще 10 школ городов Астана и Алматы. В соответствии с ГПРОН, с 2019 года по итогам апробации планируется переход на подушевое финансирование всех полнокомплектных школ страны.

 

 

P. S: «Учитывая, что именно в росте человеческого капитала страны кроются резервы для значительного экономического рывка, Правительством Республики Казахстан поддержаны все меры, предложенные Министерством образования и науки, - сообщила в завершение интервью Бибигуль АСЫЛОВА.