АЛГОРИТМ получения и передачи земельных участков (ЗУ) при реализации инвестиционных проектов по строительству общежитий через СПК

09.11.2018

1 СИТУАЦИЯ

Госвуз имеет ЗУ,
но не имеет денежных средств

2 СИТУАЦИЯ

Частный вуз не имеет ЗУ,
но имеет денежные средства

1.

Государственный вуз: находит инвестора и договаривается о передачи земельного участка в пользу инвестора через СПК

Частный вуз: обращается в СПК с целью реализации инвестиционного проекта (анкета, заявка, форма отчетности 1,2,3; презентация проекта, схема ЗУ) с указанием необходимости проработки вопроса о предоставлении ЗУ

2.

Инвестор: обращается в СПК «Astana» с целью реализации инвестиционного проекта (анкета, заявка, форма отчетности 1,2,3; презентация проекта, схема ЗУ) с указанием необходимости проработки вопроса о предоставлении ЗУ (конкретный ЗУ)

СПК: выносит вопрос на рассмотрение Правления (1-ый этап)

3.

СПК: выносит вопрос на рассмотрение Правления (1-ый этап)

СПК: в случае одобрения Правлением СПК участия в проекте – СПК обращается в Управление земельных отношений (далее – УЗО) для получения схем ЗУ, в целях реализации Проекта

4.

СПК: в случае одобрения Правлением СПК участия в данном проекте – СПК обращается в Управление земельных отношений (далее – УЗО) для получения информации о собственнике ЗУ, который был указан Инвестором

УЗО: выдает схемы свободных ЗУ (с подходящим целевым назначением для реализации проекта)

5.

УЗО: предоставляет информацию о собственнике ЗУ

СПК: согласовывает предоставленные УЗО схемы ЗУ с Частным вузом. В случае согласия Частного вуза – СПК подает заявление в Акимат через ЦОН на оформление ЗУ

6.

СПК: В случае если собственником ЗУ является государство – СПК направляет письмо о корректировке границ ЗУ в целях реализации Проекта

Частный вуз: На момент получения СПК Постановления Акимата о предоставлении ЗУ на 1 год – Частный вуз предоставляет документы для 2-го этапа Правления СПК (Перечень документов от инициатора,

необходимых для экспертизы Бизнес – проектов):

– 1. Бизнес план, 2. форэскиз, 3.оригинал финансовой отчетности (по форме 1, 2, 3 и 4 до трех лет). 4. подтверждение финансовых средств не менее 30% от стоимости Проекта, 5. Справка с банка об отсутствии судной задолженности, 6. Налоговая справка об отсутствии налоговой задолженности, 7. Нотариально заверенные копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор (при наличии), свидетельство о Государственной регистрации) приказ на руководителя)

7.

СПК: В случае корректировки границ ЗУ – СПК подает заявление в Акимат через ЦОН на оформление ЗУ

СПК: Проверка документов внутренними службами СПК для вынесения Проекта на 2-й этап.

8.

Инвестор: На момент получения СПК Постановления Акимата о предоставлении ЗУ на 1 год – инвестор предоставляет документы для 2-го этапа Правления СПК (Перечень документов от инициатора,

необходимых для экспертизы Бизнес – проектов):

– 1. Бизнес план, 2. форэскиз, 3.оригинал финансовой отчетности (по форме 1, 2, 3 и 4 до трех лет). 4. подтверждение финансовых средств не менее 30% от стоимости Проекта, 5. Справка с банка об отсутствии судной задолженности, 6. Налоговая справка об отсутствии налоговой задолженности, 7. Нотариально заверенные копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор (при наличии), свидетельство о Государственной регистрации) приказ на руководителя)

СПК: В случае одобрения проекта на 2-м этапе Правления – СПК подает документы в Акимат через ЦОН на предоставление ЗУ сроком на 5 лет.

 

9.

СПК: Проверка документов внутренними службами СПК для вынесения Проекта на 2-й этап

Акимат: Постановление и договор аренды на ЗУ сроком на 5 лет

10.

СПК: В случае одобрения проекта на 2-м этапе Правления – СПК подает документы в Акимат через ЦОН на предоставление ЗУ сроком на 5 лет.

СПК: несет все расходы по оформлению ЗУ (выкуп права аренды ЗУ рассчитывается по коэффициенту и зависит от района, где расположен земельный участок – 10% от кадастровой стоимости ЗУ).

СПК заключают договор о совместной деятельности, где вкладом в Проект со стороны СПК является ЗУ. Частный вуз выкупает право аренды за 10% затраченные СПК и компенсирует все расходы по оформлению ЗУ в течений месяца.

В течение срока аренды (5 лет) у вуза существует 2 варианта: переоформить данный земельный участок либо пролонгировать пользование (можно до 49 лет).

11.

Акимат: Постановление и договор аренды на ЗУ сроком на 5 лет

После реализации инвестиционного проекта (строительство общежития) СПК выходит из Проекта с передачей ЗУ частному вузу и получает 2,5% [i] от общей площади застройки, в случае если не построится общежитие в денежном выражении 2,5%.

12.

СПК: несет все расходы по оформлению ЗУ (выкуп права аренды ЗУ рассчитывается по коэффициенту и зависит от района, где расположен земельный участок – 10% от кадастровой стоимости ЗУ).

СПК заключают договор о совместной деятельности, где вкладом в Проект со стороны СПК является ЗУ. Инвестор выкупает право аренды за 10% затраченные СПК и компенсирует все расходы по оформлению ЗУ в течений месяца.

В течение срока аренды (5 лет) у инвестора существует 2 варианта: переоформить земельный участок либо пролонгировать пользование (можно до 49 лет).

 

13.

После реализации инвестиционного проекта (строительство общежития) СПК выходит из Проекта с передачей ЗУ инвестору и получает 2,5% от общей площади застройки, в случае если не построится общежитие в денежном выражении 2,5%.

 


ДАННЫЙ МЕХАНИЗМ ПОЗВОЛЯЕТ:

1) в связи с отсутствием у государственного землепользователя (госвуз), права отчуждения земельного участка (ст. 39, п. 2 Земельного кодекса РК), обеспечить привлекаемого инвестора земельным участком. При этом, в результате отказа от земельного участка в пользу СПК, вузу (наблюдательному совету) не требуется проводить мероприятия по выбору (анализу финансовой состоятельности) инвестора, так как, данная процедура будет проведена СПК;

2) создать условия для упрощенного порядка передачи земельных участков частным вузом, планирующих осуществить строительство за счет собственных средств;

3) за счет проведения СПК специализированного анализ деятельности потенциального инвестора/частного вуза  минимизировать риски срыва реализации проектов по строительству общежитий


[1] В настоящее время механизм реализуется СПК г.г. Алматы, Астаны

[i] Размер вознаграждения зависит от политики каждого регионального СПК 

Методические рекомендации

по предоставлению или передаче права землепользования 

1. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Земельного кодекса Республики Казахстан и содержат в себе краткий порядок предоставления и передачи права землепользования. 

2. Порядок предоставления или передачи права землепользования

2. Право землепользования возникает путем предоставления или передачи права землепользования.

3. Предоставление права землепользования гражданам и юридическим лицам производится на основании решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения в соответствии с компетенцией по предоставлению права на земельный участок с заключением договоров аренды земельного участка или договоров временного безвозмездного землепользования.

4. Передача или отчуждение права землепользования производится на основе гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены и другого).

При этом, передачу и отчуждение права землепользования могут производить только лица, выкупившие право временного возмездного землепользования (аренды).

5. Землепользователи не имеют права самостоятельно изменять целевое назначение земельного участка при отчуждении и передаче права землепользования.

3. Особенности для государственных землепользователей (ГП и ГУ)

6. Земельные участки, принадлежащие государственным землепользователям (государственным предприятиям и государственным учреждениям), не допускается:

1) сдавать во временное безвозмездное землепользование;

2) отчуждать и сдавать в залог, за исключением случаев отчуждения права землепользования либо его залога, связанного с отчуждением либо залогом недвижимого имущества, находящегося на земельном участке;

3) сдавать в аренду без соответствующей сдачи в аренду здания (строения/сооружения), находящегося на данном земельном участке.

4. Вторичное землепользование (субаренда)

7. Передача землепользователем другому лицу принадлежащего ему участка (или его части) во временное землепользование производится на основе договора о вторичном землепользовании (договор аренды или договор о временном безвозмездном пользовании), с обязательным уведомлением уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка.

8. Вторичный землепользователь всегда является временным землепользователем без права передачи своих прав другим землепользователям

5. Временное возмездное землепользование (аренда)

9. Право временного возмездного (краткосрочного и долгосрочного) землепользования (аренды) земельным участком может предоставляться гражданам, негосударственным юридическим лицам, а также международным организациям.

10. Временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законами Республики Казахстан или договором аренды, преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок.

11. Негосударственные землепользователи, выкупившие у государства право временного возмездного долгосрочного землепользования (аренды), вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное пользование, а также отчуждать принадлежащее им право временного землепользования в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии уведомления уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено Земельным кодексом Республики Казахстан.

6. Временное безвозмездное землепользование 

12. На срок действия договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии, гражданам и юридическим лицам могут предоставляться земельные участки на праве временного землепользования.

13. Срок временного безвозмездного землепользования устанавливается в соответствии с проектами государственно-частного партнерства, в том числе концессионными проектами.

14. Не допускается отчуждение земельных участков, находящихся на праве временного безвозмездного землепользования, в том числе передача их во вторичное землепользование.


Карта сайта

Министерство образования и науки Республики Казахстан 010000, город Астана, улица Мангилик ел, 8

Телефон: +7 (7172) 74-24-25 e-mail: press@edu.gov.kz