Правовое просвещение в сфере образования

Дата публикации: 25.08.2017 11:26:00

Правовое образование представляет целенаправленные образовательные действия, направленные на освоение правовых знаний, современных правовых ценностей и формирование правовой культуры обучающихся.

Система правового образования включает:

– цели правового образования;

– содержание и структуру школьного правового образования;

– организацию процесса правового образования;

– результаты.

Правовое образование направлено на создание системы обучения и воспитания по формированию правовой культуры личности на основе современных правовых ценностей. Обучение направлено на освоение учащимися знаний в правовой области, норм и принципов правоотношений; воспитание состоит в осознании правовых ценностей и формировании установок, отношений, мотивов деятельности в вопросах, регулируемых правом. Воспитание основано на знаниях.

Цели правового образования:

– формирование у учащихся системы правовых знаний, способности к активной реализации своих законных прав и выполнению юридических обязанностей в различных сферах жизнедеятельности;

– усвоение базовых знаний по правовой системе современного Казахстана, его отраслям;

– формирование уважительного отношения к Конституции, к праву как важнейшим социальным ценностям;

– формирование правосознания как совокупности знаний, представлений  и чувств, выражающих отношение людей  к праву, правовым явлениям в общественной жизни;

 – формирование навыков правомерного поведения, под которым подразумеваются модели поведения, не выходящие за пределы законов, установленных государством;

– формирование умений применять правовые знания и навыки для решения практических ситуаций;

– развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в контексте влияния отдельных молодежных субкультур;

– формирование опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь» в контексте соблюдения прав человека, законности и правопорядка.

В процессе правового образования осуществляется формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни. Правовая культура, ядром которой является правосознание, представляет совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм.

Полноценно организованное правовое образование предоставляет широкие возможности для формирования социальных компетенций учащихся. Развивается  интерес учащихся к праву, формируется отношение к праву как общественной ценности, развиваются способности к работе с социальной и правовой информацией, формируются компетенции в области защиты прав и законных интересов личности на основе анализа правовых ситуаций.

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются в образовательной организации через учебный процесс, организацию внеурочной деятельности, самостоятельную деятельность учащихся по освоению правового материала.

В формировании правовой культуры можно выделить следующие этапы:

– получение ребенком правовой информации, этот процесс может быть как стихийным, так и организованным, предполагающим системное и целенаправленное освоение учащимися правовых знаний;

– процесс личностного усвоения правовых ценностей, степень восприятия которых зависит от личностных особенностей школьников, их правосознания на эмоциональном, рациональном и волевом уровнях;

– реализация правовых идей, установок, принципов в реальных поступках личности.

Обучение и воспитание в контексте формирования правовой культуры взаимосвязаны. Обучение предполагает накопление теоретических и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание связано с эмоционально-волевой сферой личности ребенка.

В начальной школе развивается процесс осознания ребенком себя и других как личности, осваиваются основные моральные ценности и нормы поведения:

– школьники получают представление о правах человека, ценности человеческой жизни;

– формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице; осознание необходимости их выполнения способствует воспитанию у детей законопослушности, закладываются основы правовой культуры личности;

– учащиеся получают представление о государстве, его символах и гражданстве.

Учитель в доступных, игровых ситуациях знакомит учащихся с основами социальных норм и основными правами ребенка, важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни. Учащиеся приобретают первоначальные навыки регулирования от­ношений со сверстниками и взрослыми,  навыки использования конкретных правил и норм в различных ситуациях (правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах). У младших школьников формируется модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В школах продолжается работа по формированию нравственных ориентиров и политико-правовых знаний, связанных с изменениями в социально-правовом положении подростков:

– в процессе изучения истории осваивается система знаний о государстве и праве, их органической связи, об отношениях между государством и гражданами;

– формируются система ценностных установок и ориентиров, навыки самостоятельности при осуществлении выбора и осознания ответственности за свои поступки, развиваются навыки правомерного поведения;

– расширяется и углубляется содержание понятий «гражданин», «право», «права человека», «закон», «Конституция», «конституционные обязанности гражданина» и др.;

–начинается системное изучение курса «Человек Общество право», являющегося базовым предметом в процессе формирования правовой культуры.

Ведущей линией в обучении и воспитании учащихся является осознание важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, формирование уважительного отношения к закону, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Важным моментом становится участие в социально значимых акциях.

В старших классах с учетом серьезных и глубоких изменений в личности старшеклассника усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации конституционных прав и свобод:

– расширяются представления учащихся о правовой сфере общества, знания приобретают системный характер;

– развиваются навыки критического анализа правовой ситуации, информации и его источника с целью определения личного отношения и выработки собственной позиции по отношению к рассматриваемому объекту;

– развиваются способности к диалогу с различными категориями социума, с общественными и политическими организациями, с властными структурами, нарабатываются умения конструктивного решения спорных вопросов.

При организации занятий на всех этапах обучения важен системно-деятельностный подход, предполагающий, что все составляющие правового образования рассматриваются в единстве обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности, их развитии в процессе активной познавательной деятельности.

В этом контексте актуальность приобретает полидисплинарный подход как принцип обучения, предполагающий связи методологического характера, содержательно-информационную и ценностную сопряженность. Их учёт и реализация способствует формированию ассоциативной основы познавательной деятельности в сфере освоения конституционных ценностей.

Через использование наиболее эффективных технологий, активных и интерактивных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся как самостоятельных субъектов образовательного процесса в контексте развития универсальных компетенций, необходимых для правосообразного и правомерного поведения в социально-правовой сфере реализуется процессуальный аспект интеграции.

Использование индивидуальных, групповых форм работы, лабораторно-практических занятий, дискуссий, деловых игр, участие в творческих проектах, анализ конкретных ситуаций правового характера усилит практическую направленность занятий, поможет смоделировать наиболее эффективные пути противодействия неправомерным действиям в повседневной жизни.

В целях воспитания правовой грамотности обучающихся и в соответствии с Типовыми учебными программами по учебному предмету «Основы права» для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 (Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393) и учебной программой для 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования Человек. Общество. Право.  Темы по правовому просвещению охвачены: в 9 классе. Раздел «Право в жизни человека» (10 часов).

Вместе с тем, в соответствии с учебной программой для 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования Человек. Общество. Право на изучение выделено: в 10 классе «Правовое регулирование общественных отношений» (10 часов): в 11 классе «Введение в юриспруденцию» (6 часов):

В соответствии с Типовыми учебными программами по учебному предмету «Основы права» для 9 класса уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 (Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 ноября 2016 года №668)

Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Основы права» составляют:  в 9-м классе по 1 часу в неделю, в учебном году  – 34 часа.

Кроме того, в рамках перехода на обновленное содержание образования в проекте Типового учебного плана для 11 классов предусмотрено изучение  предмета «Основы права»: в общественно-гуманитарном направлении  - 3 часа в неделю, в естественно-математическом  направлении – 2 часа в неделю. Данные предметы распределены в разделе «предметы по выбору».

Министерством совместно с АО «НЦПК «Өрлеу» разрабатывается образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров «Развитие правовой компетенции у руководителей организаций технического и профессионального образования».

Программа ориентирована на совершенствование организационно-управленческого мастерства, основанного на правовой компетентности руководителя организации ТиПО.

Целью Программы является развитие компетенций по правовым вопросам и законодательству в сфере образования у руководителей организаций ТиПО.

Задачи Программы:

1) изучить новые и действующие правовые и нормативные документы в области ТиПО;

2) расширить знания по специфике применения действующих законодательных и нормативных документов в области ТиПО;

3) повысить профессиональные компетенции руководителей колледжей по правовым вопросам и законодательству в сфере образования;

4) сформировать знания и навыки эффективного применения действующих нормативных правовых актов в области ТиПО;

5) сформировать подходы по управлению и контролю за соблюдением действующих нормативных правовых актов в области ТиПО. 

Образовательный процесс в рамках данных курсов включает интерактивные методы обучения: практическая работа, тренинг, мастер-класс, конференция, круглый стол, метод кейсов, обсуждение видеофильмов или совместное решение вопросов.

Для определения уровня сформированности профессиональных компетенций слушателей разрабатываются критерии оценки и параметры усвоения содержания Программы в соответствии с итоговым контролем и включаются в УМК курса.

В рамках расширения академической свободы вузов от 13 мая 2016 года постановлением Правительства Республики Казахстан в Государственный общеобязательный стандарт высшего образования внесены изменения и дополнения в части сокращения дисциплин общеобязательного цикла.

Компонент по выбору составляет не менее 9 кредитов от общего объема дисциплин цикла ООД. В зависимости от специальностей высшие учебные заведения самостоятельно включают следующие дисциплины: экология и устойчивое развитие, политология, социология, основы экономики, основы права, основы безопасности жизнедеятельности, культурология, самопознание, психология.

В высших учебных заведениях ведется системная работа по формированию у обучающихся основ предпринимательских знаний, по повышению культуры потребления с целью совершенствования их экономического образования и социальной адаптации. Основы предпринимательского права и предпринимательской культуры введены в содержание дисциплин «Основы права», «Основы экономической теории».

Кроме того, в настоящее время учебно-методическими объединениями вузов по направлениям «Право», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Услуги» проводится работа по совершенствованию учебно-методического материала по предпринимательскому образованию и расширению перечня элективных курсов.

Также в типовые учебные планы включены следующие дисциплины: по специальности «Экономика» (бакалавриат) – «Предпринимательство», «Риски предпринимательской деятельности», по специальности «Финансы» (бакалавриат) – «Налоги и налогообложение», «Налоги хозяйствующих субъектов», «Налоговое администрирование». Содержание данных дисциплин в дальнейшем будет совершенствоваться.

Вместе с тем, в высших учебных заведениях основы потребительского права и потребительской культуры введены в содержание дисциплин «Основы права», «Основы экономической теории». Так в рамках данных дисциплин изучаются вопросы о месте человека как потребителя в экономической и социальной системе общества, о способах решения потребительских проблем, о роли и функционировании системы защиты прав потребителей.

Также для формирования знаний и навыков по разрешению конфликтов во всех сферах: политической, коммерческой, семейной, организационной и др. в вузах в рамках компонента по выбору внедрены такие дисциплины «Социология конфликта», «Конфликтология в организациях», «Психология конфликта», «Политическая конфликтология», «Психология общения», «Психология медиации» по специальностям «Психология», «Социология», «Политология», «Юриспруденция».



Назад в раздел

Карта сайта

Министерство образования и науки Республики Казахстан 010000, город Астана, улица Мангилик ел, 8

Телефон: +7 (7172) 74-24-25 e-mail: press@edu.gov.kz