ҰБТ-ның жаңа форматы

Министрдің халыққа есеп беру кездесуінен сұрақ-жауап

05 маусым 2017

 

1. Предприняты ли министерством какие-либо меры по инциденту с президентом ЦМП «Болашак»?

У нас есть свои процедуры. Он временно отстранен. Введен мараторий на увольнение.

Создана комиссия. Обстановка нормализуется. Понятно, что недовольные увольнением есть, но согласно процедурам мы долджны провести проверки.

По данному вопросу Министерством образования и науки Республики Казахстан начато проведение комплексной служебной проверки по факту обращения сотрудников АО «Центр международных программ». По итогам проверки о принятых мерах будет сообщено дополнительно.

2. Почему обладатели знака «Алтын Белгі» будут сдавать ЕНТ на общих основаниях? Почему их лишили преимущественного права на получение образовательного гранта?

Это связано с тем, что ЕНТ разделено на две процедуры: итоговая аттестация, как выпускной экзамен в школах и ЕНТ, как вступительный экзамен в вузы.

Знак «Алтын Белгi» будет присваиваться самой школой. При этом необходимо отметить, что ЕНТ сдается по желанию выпускников для поступления в вузы.

В этом году при проведении конкурса на получение образовательных грантов обладатели знака «Алтын белгі» будут иметь преимущественное право.

Знаком «Алтын белгі» награждаются, имеющие оценки «5» по всем предметам с 5 по 11 классы, и прошедшие итоговую аттестацию на оценку «5».

Присвоение знака «Алтын Белгi» будет осуществляться самой школой. При этом, преимущественным правом они будут обладать только при равенстве баллов с другими участниками

(Например: если обладатель знака Алтын белгі и не обладатель знака Алтын белгі набрали по 122 балла, то грант получает обладатель знака Алтын белгі. Если обладатель знака Алтын белгі набрал меньшее количество балов, чем выпускник, не обладающий знаком Алтын белгі, грант получает набравший большее количество баллов).

3. Что делать с поборами в школах?

В соответствии с действующим законодательством Закона РК «Об образовании» в организациях образования запрещен сбор денег с родителей.

Деятельность организации образования, в том числе внебюджетная, определяется Уставом, где указывается право получения и использования внебюджетных средств в порядке, установленном законодательством.

Принимаемые меры:

Ежегодно до руководителей организаций образования управлениями образования доводится приказ о запрете каких-либо сборов с родителей. Нарушение данного приказа влечет принятие административных мер взыскания к руководителям школ.

Создаются попечителькие советы в организациях образования в соответствии с пунктом 9 статьи 44 Закона Республики Казахстан «Об образовании».

4. Почему из ЕНТ убрали казахский язык? Почему Қазақ тілі не является обязательным предметом во всех школах Казахстана?

Казахский язык в школах с казахским языком обучение изучается (1-11 класс) в объеме 36 часа в неделю, в школах с неказахским языком обучения (1-11 класс) в объеме 47 часов в неделю.

Казахский язык для выпускников русских классов остался только на уровне школьного экзамена. Каждый выпускник школы сдает ЕНТ на языке обучения: так, по сравнению с предыдущим ЕНТ, предметы «Казахский язык» и «Русский язык» совместно не сдаются как обязательные. Поступающий будет сдавать тесты по грамотности чтения на языке обучения.

Ранее выпускники русских школ сдавали казахский язык, однако при поступлении в вуз эти баллы не учитывались. То есть, им казахский язык был необходим не для поступления, а для «формального» оценивания знания только на уровне школы. Так как сейчас они сдают казахский язык в школах, этот предмет в ЕНТ не включен.

5. Почему министерство рекомендует проведение выпускных балов в стенах школы, в то время как многие школы сами инициируют и собирают деньги на выпускные вечера в увеселительных заведениях?

Выпускное мероприятие с торжественным вручением аттестатов об общем среднем образовании в обязательном порядке должно проводиться в стенах школы.

 Министерством во все органы и организаций образования направлены Рекомендации по проведению Выпускных торжественных мероприятий.

 В начале мая текущего года по иниициативе Министерства во всех организациях образования проводились единые родительские собрания. На повестке дня было обсуждение проведения выпускных меропритяий, где родителям было предложено проводить выпускные вечера в стенах школы, без каких-либо излишеств.

Однако, органы образования и руководители школ не регулируют деятельность родителей вне школы и не отвечают за их деятельность.

6. В сети распространены различные сайты, на которых можно за небольшие деньги купить любой казахстанский диплом, который не отличить от оригинала. Как министерство регулирует данный вопрос касательно дипломов?

Во-первых, порядок выдачи дипломов гособразца регламентирован приказом Министерства.

В соответствии с этим порядком, на основании заявок вузов, Министерство сначала формирует потребность бланков дипломов, а затем осуществляет заказ в Банкнотную фабрику.

Во-вторых, после изготовления бланков дипломов, Национальный центр тестирования МОН РК, как единый оператор, осуществляет получение бланков дипломов от Банкнотной фабрики, их учет, хранение, выдачу их вузам и осуществляет контроль за их использованием.

НЦТ имеет единую базу выдачи бланков документов об образовании гособразца, в которую вносится вся информация по выданным бланкам.

В-третьих, диплом выдается выпускнику вуза лично в руки. В том случае, если отсутствует возможность личного получения документа, он выдается третьему лицу по доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке.

Что касается деятельности сайтов по выдаче «поддельных» дипломов, полагаю, что этот вопрос должен заинтересовать правоохранительные органы.

7. В последнее время говорят, что детские дома закрываются. Это хорошие новости, однако не приведет ли это к дефициту мест в детских домах?

Следует отметить, что в республике, действительно, сокращается сеть детских домов. Однако это никак не связано с информационной кампанией, развернувшейся в последнее время, а является долгосрочной государственной политикой, основанной на международной практике. В соответствии с рекомендациями Комитета ООН по правам ребенка по недопущению роста количества детских домов и размещению в них детей в качестве крайней  и временной меры, в Казахстане осуществлен ряд мер по профилактике социального сиротства и деинституционализации детских домов. В соответствии с поручением Главы государства, приоритетные направления в сфере защиты прав детей-сирот направлены на формирование правовых механизмов по расширению практики семейных форм устройства. В результате за период с 2009-2017 гг. количество воспитанников детских домов сократилось на 53% - с 15 116 человек до 7 236. При этом сеть детдомов сократилась с 213 до 140, т.е. на 35%.

8. Что можете рассказать о проекте «Серпін»?

В системе технического и профессионального образования данный проект реализуется с 2014 года.

За счет республиканского бюджета выделен государственный образовательный заказ на 3250 мест для обучения в колледжах.

Преимущества Проекта:

- получение рабочих профессий, ТиПО бесплатно;

- обеспечение студентов бесплатным проездом;

- получение студентами стипендии;

- обмундирование.

На сегодняшний день в рамках проекта в 54 колледжах  8 регионов (Акмолинская область, Западно-Казахстанская область, Карагандинская область, Костанайская область, Павлодарская область, Северо-Казахстанская область, Восточно-Казахстанская область, г. Астана) обучаются 2847 человек по педагогическим, техническим  и сельскохозяйственным направлениям.

Заключены 296 договоров о социальном партнерстве, в 29 колледжах в рамках дуального обучения обучаются 640 участников Проекта. На 2017-2018 учебный год запланировано размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с ТиПО  в объеме 720 мест.

9. Как будет осуществляться переход на латиницу?

Переход нужен для обеспечения полноценного функционирования и развития государственного языка РК. Это оправданная и полезная во всех отношениях акция, так как гос.язык РК - один из важных факторов духовного общественного сознания нации и граждан. Переход на латинскую графику также однозначно облегчит изучение государственного языка.

10. Как обстоят дела с увеличением заработной платы педагогов?

Да, безусловно, на сегодня вопрос увеличения заработной платы педагогов является актуальным.

Что делается для решения данного вопроса?

1. Как вы все знаете, по инициативе Главы государства с 2016 года реализуется новая модель оплаты труда, которая позволила повысить зарплату педагогов в среднем на 15-29%.

2. С сентября 2017 года  учителям, преподающим на английском языке по предметам: физика, химия, биология, информатика будет выплачиваться доплата в размере 35 тысяч тенге.

3. В настоящее время Министерством ведется работа по снижению педагогической нагрузки до 14 часов в 1-4 классах и до 16 часов в старших классах. При этом, будет сохранена заработная плата и введены дополнительно оплачиваемые педагогические часы.

4. В семи регионах страны (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, ВКО, ЮКО, гг. Астана, Алматы) реализуется пилотный проект по подушевому финансированию.

В ходе пилотирования эффективное управление финансовыми ресурсами позволило премировать учителей за счет сэкономленных средств.

На сегодня при Министерстве действует рабочая группа с привлечением центральных и местных исполнительных органов, организаций образования и общественных объединений, которая вырабатывает предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогов

11. Какие меры принимаются для развития робототехники?

На сегодняшний день робототехника активно входит в жизнь школьников, интерес детей усиливается.

Министерством проводятся республиканские соревнования и фестивали.

Утверждены образовательные программы курсов повышения квалификации педагогических кадров по элективному курсу «Робототехника» (разработчик – АОО «НИШ»); «Основы робототехники» (разработчик – МУИТ); «Особенности организаций теоретических и внеклассных работ по IT-технологии в условиях реализации робототехники» (разработчик – ОФ «КАТЕВ»).

При этом, недостаточное число школьников охвачено изучением робототехники.

  На сегодня в Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования вводится обязательный учебный предмет «Начальная военная и технологическая подготовка», содержание которого обеспечит основы робототехники и IT-технологий. Предусмотрено внедрение элективного курса «Роботехника» в 2500 школах республики.