ҰБТ-ның жаңа форматы

Білім және ғылым министрі Сағадиев Е.К. халық алдындағы есебі

05 маусым 2017

 

Тезисы к выступлению Министра образования и науки РК

Сагадиева Е.К. перед населением

 

31 мая 2017 года

ЕНУ им. Л. Гумилева

 

 

Құрметті әріптестер! Депутаттар!

Ата-аналар! Журналисттер!

 

Ең алдымен бір құанышты жаңалықпен бөлісуге руқсат етініздер. Вчера Казахстан был приглашен в качестве полноценного участника Комитета по образованию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, ОЭСР. Это высокое признание политики нашего Президента, государства в области образования со стороны Клуба наиболее развитых стран мира. Всех Вас поздравляем.

Бәріңіз білесіздер 4 жылға арналған білім берудің мемлекеттік програмасы орындалуда. Ең бірінші жылы бітті. Көрсететін жұмыстарымыз бар. Сонымен қатар, Елбасы жаңа жолдауында жаңа нақты бағыттар койып отыр. Оларды да дамыту үшін жұмысқа кірістік.

Енді, мен есеп беру ретінде және жаңа бағыттар бойынша қысқаша деңгей-деңгеймен айтып өтейін.

Қосымша бізде есеп беретін әріптестеріміз соны арғарай толықтырады. Сосын сұрақтарыңызға көшетін боламыз.

 

Ең бірінші – мектепке дейінгі тәрбие мен оқыту, балабакша.

Біздің мақсат калған 3 жылдың ішінде 3-6 жастағы балаларды 100% мектепке дейінгі біліммен қамту. 100 % балалар, мектепке келгенде дайын болу керек.

Біз ол үшін не істеп жатырмыз?

Балабақшаларды ашу үшін мемелекеттік-жеке меншік әріптестікті дамыту, жекеменшік бизнесты білім саласындағы инфраструктураны салуға тарту.

Бұл бағытта бізде жақсы нәтижелер бар.

Былтырғы жылы сегіз жүзден астам жана балабақша, миницентр ашылды, соның ішінде 80% жекеменшік балабақша. Осының арқасында, 3-6 жастағы балаларды балабақшамен қамту 4 пайызға өсіп 85%-ға жетті. Калғаны 15 % – 3 жылдың ішінде сол жұмысты бітіру керек.

Бұдан әрі не істеуіміз керек?

 

Бірінші. Жаңа женілдеу санитарлық нормаларды қабылдау – Жекеменшік балабақшалар оны сұрап отыр.

Жаңа Санпиндар шықты, 3 ай талқыға түсті, мыңдаған маман өз пікірлерін білдірді. Бәріңізге қатысқан үшін рақмет айтамыз. Әрғарай балабақшалардың орындары көбиеді деп сенеміз.

 

Второе. Надо навести порядок с очередностью в детские сады, убрать условия для коррупции.

Вот у нас сейчас, в принципе, все встают в очередь через электронное правительство (Правительство для граждан). Но вот распределение мест в детские сады, у нас идет в ручном режиме. У каждого города, у каждой области по-своему. Поэтому мы решили все эти очереди объединить и автоматизировать через электронное правительство выдачу направлений в детский сад. Т.е. родитель регистрируется, получает направление в государственный или частный детский сад, идет и смотрит, если ему нравится, то остается и снимается с очереди, если ему не нравится, очередь остается и он идет в следующий.

При этом он получает «Балапан». В идеале надо деньги программы «Балапан», (оплату за детский сад) закрепить за родителями по принципу грантов в вузах. Они будут выбирать лучшие организации, туда и должен уходить госзаказ, в частные или государственные сады – это должно быть неважно.

Задачи непростые, но, в принципе, выполнимые за полгода-год. Тогда все будет справедливо и прозрачно. У нас разные пилотные проекты в городах Астана, Алматы, Караганда и Костанай. 4 системы параллельно делают эту работу, наша задача из этих систем выбрать одну и распространить ее на весь Казахстан.

 

Үшінші. Нулевой класты енгізу. Бұл – 12 жылдық оқытуға көшудің, яғни 0+11-дің ең бірінші бөлігі, оны толығымен іске асыру 2019 жылға қойып отырмыз. Нулевой класс не үшін қажет? Балалардың 100%-ы бірінші класқа келгенде дайын болу керек. Қазіргі уақытта 85% балалар мектепке келгенде әріптер мен сандарды танийды және оқи алады. Қалған 15% аз болса да мұғалімдерге өте қиын болып отыр. Енді балалардың 85%-ы дайын болса, 0 классты енгізуді уақытымыз келді.

Нулевой класты мектепте және балабақшада өтуге болады. Нулевой кластың мәні – біріңғай программа, біріңғай оқулықтар енгізу. «Әліппе» – «Букварь» сол 0 классқа енгізіледі. Қазір бәрі оны сұрап отыр: «бұл Әліппе қайда кетті деп?». Әліппе 0 классқа енгізіледі.

Биыл әліппе жалпы дайын, пилот ретінде бақабақшаларда, мектептерде оны енгізе бастаймыз. Онда 1 сыныптын оқулығы сауат ашу, ана тілі болып екі жаққа бөлінеді, ал Әліппе 0 класста қалады, Ана тілі 1 сыныпта базалық оқулық болып еңгізіледі.

Бізге мыңнан астам балабақша және мектеп пилотқа жазылған. Бұл пилот жұмыстарымыз жақсы нәтеже көрсетсе. Әрғарай 2019 жылдан бастап мектептерге еңгіземіз.

Т.е. что мы хотим сказать? Все это обсуждается с педагогическим сообществом, в Астане и регионах у нас большой форум, несколько рабочих групп по 30-40 директоров детсадов отдельно, директоров школ отдельно, учителей отдельно, ректоров вузов отдельно. Все мы собираемся, все вопросы обсуждаем, чтобы дальше развивать систему образования.

 

Среднее образование

В школе главное – это переход на обновленное содержание, который начался с сентября прошлого года.

Смысл обновленного содержания в упоре на функциональную грамотность – не только знать, но и уметь! Уметь думать, уметь свои знания применять, уметь искать эти знания и уметь что-то делать.

Почему? 35 стран ОЭСР уже 20-25 лет назад поняли то, что с нами сегодня происходит, и начали к этому готовиться. Знания будут увеличиваться. На сегодняшний день каждые 2 года объем информации в мире удваивается. Современный человек за 2 месяца получает информации больше, чем человек в 17 веке за всю свою жизнь. Они уже свои системы образования начали давно перестраивать. В целом процесс закончили еще 15 лет назад. Перешли на принцип функциональной грамотности. Более того, создали систему оценки достижений, PISA и с 2000 года конкурируют между собой. Мы также с 2009 года участвуем. Значит, мы только-только, с таким опозданием, начинаем переход. Я согласен, что это трудно, но нам надо сделать это за 4 года, перейти.

В прошлом году 75 тысяч учителей 1 класса было переобучено. Был самый трудный год. В этом году 1,2,5,7, и за 4 года мы все классы переведем. Соответственно, единый учебник для младших классов, чтобы был уровень образования везде одинаковым. Соответственно пятидневная неделя там, где  это возможно. Все это будет синхронизировано в соответствии с графиком перехода на обновленное содержание.

Этим летом 75 тысяч новых учителей пройдут переобучение. Я считаю, что прошлый год был самым трудным, в этом году будет гораздо легче и будет меньше вопросов. Я должен сказать, что за прошлый год на второй этап пошли заново переобучаться всего 6,5% учителей. Это хороший результат. Значит, 94 процента с первого раза освоили, и дальше могут работать.

 

Енді жаңа методикалар туралы.

Ең бірінші – қазақ тілі. Қазіргі уақытта жағдайымыз жаман емес. 90 пайыз қазақтың балалары бүгін қазақша оқып жатыр. Биыл 80 пайыз ҰБТ-ға келетін балалар қазақ тілінде тапсырады, қазақ тілі еш қайда кетпейді. 65 – 10-15 жыл

Бүгінгі аса назар аударатын проблемалардың бірі - орыс мектептерінде оқитын 500 мыңға жуық балалар сол уақытқа дайындау керек. 11 жыл оқысада қазақша сөйлемейді. Әдістемесі дұрыс емес. Оны бәріміз түсініп жатырмыз. Жаңа әдістеме ғылыми негізінде, деңгей-деңгеймен, сөздік минимуммен, коммуникативтік технологиялармен жасалған. Жалпы дайын. Оны Ахмет Байтұрсыновтың институты, Назарбаев мектептермен, Шаяхметов атындағы тіл институты және белгілі маман Оразбаева Фаузия Шамшиевна бірлесіп жасалған әдістеме пилот ретінде биыл енгізе бастаймыз. 100-150 мектептеріміз бар, сол пилот жақсы өтсе, келесі жылы, 19 жылы, әр мектептерге сол жаңа әдістеме келеді.

Больше не будет механической зубрежки правил и перевода текстов. Теперь главное, чтобы дети как можно быстрее начали говорить на казахском. В других странах эта технология уже давно применяется, основана на частотных словарях. Первый в Казахстане частотный словарь казахского языка прошлой осенью по заказу Министерства был сделан институтом Ахмета Байтурсынова и на основе его новая методология преподавания казахского языка.

 

По обучению английского языка.

Всего нужно 16 500 преподавателей-предметников, преподающих на английском языке для 10-11 классов по четырем предметам.

В этом году мы планировали, чтобы 5 тысяч учителей английского и предметников пришли на курсы подготовки, но к нам записалось 12 тысяч учителей-предметников и английского языка. Дополнительные средства выделены. 12 тысяч учителей начали и начнут обучение. Курсы разные до углубленного до 9 месяцев с отрывом от производства, с сохранением заработной платы, с выплатой командировочных.

В следующем году планируется еще 12 тысяч. Плюс, еще мы думаем в течение двух лет, в 17-18 годах, мы подготовим около 4 000 – 5 000 магистров и бакалавров, выпускников колледжей, которые будут преподавать на английском языке. То есть у нас запас будет.

В этом году мы разрешим пилотным классам, а их я думаю будет очень много, с сентября этого года по методике «Білім инновация лицейлері» бывший КТЛ, используя их учебники в пилотном режиме, с письменного согласия родителей переводить свои классы на английский язык.

У КТЛ есть своя методика. Все думают, что с 1 сентября он должен учить детей только на английском и все – он не имеет права ни на русском, ни на казахском говорить. Так нет, такого не происходит. Они в первую очередь где-то всего 25% проходят на английском языке – в основном терминология, во второй четверти они объем увеличивают до 50%, в третьей – доходит до 75%, дальше доходит до 100 процентного преподавания.

Почему? Этот год для нас очень важен. Мы все классы будем отслеживать, общаться со всеми родителями, учителями, директорами школ для того чтобы понять все нюансы перехода. Собрать полную информацию, учесть все недостатки. Важно, посмотреть, что произойдет, готовность детей и учителей, что происходит с качеством обучения. По опыту БИЛ мы видим, что происходит очень серьезные, хорошие качественные изменения и в понимании предмета, и в подготовке и самое главное в энтузиазме детей в обучении.

И только в следующем году мы перейдем к широкому обсуждению перехода преподавания на английском языке. И в конце следующего года после обсуждения принять окончательный график и сроки перехода.

По ЕНТ и другим вопросам среднего образования я попрошу выступить дополнительно вице-министра образования и науки Эльмиру Амангельдиновну Суханбердиеву.

 

Что касается вопросов плановых проверок?

Как вы знаете, мы перенесли аттестацию школ с 2017 года на 2018 год. Готовится Законопроект, где меняется системы контроля полностью, переход на новую систему управления рисками, который, мы надеемся, вступит в силу в следующем году.

Думаем, проверки в старом формате уже никогда не вернутся.

Будущая задача Комитета больше помогать, а не карать. Тем более что ни одну школу мы за нарушения так и не закрыли.

Мы также будем бороться за увеличение заработных плат, расчеты у нас есть.

 

Теперь важный вопрос о попечительских советах. Почти во всех школах и детских домах они созданы. В попсоветы вошли представители НПО, маслихатов, партий и т.д. Мы на них возлагаем большие надежды.

Впервые, в этом году проведены единовременные родительские собрания и, соответственно, заседания попечительских советов.

Разработаны новые типовые правила деятельности попечительского совета.

Почему? По опыту высших учебных заведений мы видим, что многие вопросы организационного, дисциплинарного, административного характера должны решаться на уровне Наблюдательных советов. Наблюдательные советы показали свою эффективность. С каждым разом они больше и больше вовлечены в процесс деятельности вузов. У вузов появляется дисциплина отчетности перед набсоветами, вплоть до того, что сейчас ректоров вузов назначаем после их рекомендаций.

Параллельно такой же процесс запущен в детских домах. Это лучшая практика общественного контроля за деятельностью организации. Вес, влияние и функции наблюдательных и попечительских советов будут только расти.

 

Большое внимание уделяется вопросам охраны детства

Задача здесь была запустить республиканскую базу данных детей-сирот, чтобы у всех потенциальных приемных родителей был онлайн-доступ к информации о детях. База уже запущена. Как результат, процесс усыновления активизировался, закрылось 7 детдомов, количество детей в детдомах уменьшилось на 800 человек за год.

Установление дополнительного общественного контроля за детскими домами процесс, мы думаем, ускорит.

Теперь главная задача – это работать с приемными родителями. Важно чтобы они были готовы. Программа у нас есть. По ней будем работать.

 

В ТиПО, как вам известно, новым направлением является внедрение проекта «Бесплатное ТиПО для всех».

Подготовительная работа уже проделана. С этого года начнется реализация проекта.

За 5 лет обучением будут охвачены более 673 тысяч граждан, в том числе по курсам продуктивной занятости и массового предпринимательства.

Более подробно по этим вопросам доложит Директор департамента технического и профессионального образования Оспанова Насымжан Жамбековна.

 

Жоғары білім бойынша. Мен жоғарыда айтып өткендей, 3.0 экономикасында негізгі драйверлердің бірі - білімі жоғары адам болып табылады. Жоғары білімді алуға қолжетімділік жеңілдетіледі.

Биыл гранттардың саны көбейеді: бакалаврларға 31 мыңнан 37 мыңға дейін, магистранттарға - 7 мыңнан 10 мыңға, докторанттарға - 600-ден 1000-ға дейін.

Айтарлықтай өсім. Сонымен бірге өңірлер әкімдерге жергілікті жоғары оқу орындарында оқуға өздерінің грантын бөлуге заңнама түрінде рұқсат етілді. Бұл депутаттардың бастамасы. Осы үшін оларға үлкен рахмет.

Сондай-ақ, біз жоғары оқу орындарының академиялық және қаржылай дербестілігін кеңейту жөніндегі нормаларды қарастыратын заң жобасын әзірлеп, ҚР Парламент Мәжілісіне енгіздік.

Аталған мәселелер бойынша толығырақ Жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім департаментінің директоры Дархан Жұмақанұлы Ахмед-Заки баяндайды.

 

Наука. Закон о коммерциализации заработал.

Внедряется новая система финансирования научных проектов. Если оставить в стороне гуманитарные и фундаментальные исследования, их финансирование предусмотрено без значительных изменений, то мы решаем, можно сказать, ключевую задачу. Сегодня ученый выходит из дома и важно, куда он идет. Он идет сразу в МОН за деньгами или идет в бизнес за деньгами. Мы считаем, что он должен идти в бизнес, промышленные предприятия и узнавать, что им нужно. Тогда на каждый тенге, который дал ему бизнес, мы, как государство, финансируем до 10 тенге. Если промпредприятия участвуют в финансировании, с самого начала пусть даже маленькими средствами, то вероятность внедрения будет значительно выше. В этом году поддержано дополнительно
6 млрд. тенге именно на эту программу.

Проект Всемирного банка «Стимулирование продуктивных инноваций», 110 млн. долларов на 5 лет также будет реализован именно на этих принципах софинансирования. При этом ПЦФ у нас остается.

Более подробно доложит председатель Комитета науки Абдрасилов Болатбек Серикбаевич.

 

Уважаемые коллеги!

Реформы, проводимые Министерством, в первую очередь, направлены на подготовку современных, конкурентоспособных казахстанцев.

Способных создавать рабочие места. Способных конкурировать в современном мире. Способных зарабатывать для себя, для своих детей, для своей страны.

Мы должны воспитать не просто патриотов, но и обеспечить образование, гарантирующее выпускникам достойный уровень жизни.

Құрметті әріптестер!

Елбасы қойған тапсырмаларды орындау үшін, Қазақстанның білім саласын 30 дамыған мемлекеттердің деңгейіне көтеру үшін алда тұрған жұмыстарымыз көп.

Сонымен қатар, білім саласында болып жатқан барлық өзгерістерді талқылап, ұстаздармен, ата-аналармен келісіп, оларға осы жаңалықтарды түсіндіріп, олардың қолдауымен шешілетін болады.

 

Назарларыңызға рахмет!